CREDO NEW теоретический журнал
главная подшивка текущий номер

Наше интервью

В этом номере мы открываем новую рубрику и начинаем ее интервью с профессором, заведующим кафедрой философии и социологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, исполнительным директором фонда изучения проблем науки и религии им. П.А. Флоренского Солдатовым Александром Васильевичем



Вопрос: Как складывался Ваш путь в философии? Что и когда Вы заканчивали? Считаете ли Вы кого-то (из тех с кем сотрудничали) своим учителем в философии?

Ответ: В 1965 году после окончания школы рабочей молодежи я поступил на физический факультет ЛГУ, а после окончания 1 курса перевелся на философский факультет. Сразу поступить на философский факультет я не мог, т.к. тогда на этот факультет не принимали без рабочего стажа. Но, переведясь на философский факультет, я продолжал учиться на физическом факультете. Тогда можно было учиться сразу на двух факультетах.

В 1970 году я закончил два факультета ЛГУ: философский и физический и поступил в аспирантуру философского факультета. Тема диссертации - "Понятие пространства и времени в структуре физической теории", научный руководитель - проф. Александр Михайлович Мостепаненко. И далее, в силу своего образования, я занимался философскими проблемами естествознания и руководил на философском факультете ЛГУ специализацией "философские вопросы физики". Это продолжалось до 1983 года. В 1983 году я уехал на Кубу в университет Орьенте, где тоже занимался организацией специализации по философии естествознания. По возвращении с Кубы я обратил внимание на вопросы религии. Вообще эти вопросы меня стали занимать еще до Кубы. В Ленинграде еще в 1982 году был образован семинар по философии физики при АН СССР. У нас там не было крамольных идей, мы занимались своей проблематикой, но на этом семинаре, уже тогда, стали ставить вопросы по религиозным темам. Поэтому мы приглашали на наш семинар представителей Духовной Академии, в частности профессора Духовной Академии отца Владимира (Мустафина). Он оказал на меня определенное влияния, если не как учитель, то - как соратник. Он и сейчас сотрудничает с нашей кафедрой: преподает курс по истории и социологии религии.

Если говорить об учителях, то своим учителем я считаю Александра Михайловича Мостепаненко, к сожалению рано скончавшегося. Очень большое влияние оказал на меня ныне покойный митрополит Иоанн (Снычев). Мы с ним достаточно долго сотрудничали. Причем сотрудничество началось еще в советский период. В ходе этого сотрудничества мы одними из первых организовали семинар по проблемам соотношения науки, философии и религии, который затем перерос в Конгресс. А поскольку надо было организационное обеспечение этого процесса, то в 1992 году мы создали фонд изучения проблем науки и богословия имени отца Павла Флоренского.

Вопрос: Почему именно этим именем назван Фонд?

Ответ: Это было коллективное решение. Павел Флоренский занимался и наукой и богословием и философией. Но, кроме этого, мы учитывали и то, что его знают на Западе. Наших богословов там мало знают. Бердяев, Соловьев и Флоренский - вот и все известные им имена.

Вопрос: Есть ли какие-то зарубежные аналоги вашего фонда ?

Ответ: Фонд был создан по аналогии с европейским обществом по изучению науки и теологии (ESSAT), который существует в Европе примерно с 1987 года. Мне и моим коллегам довелось бывать на конгрессах этого общества. Мы увидели, что эта организация для своих чисто научных встреч привлекала финансы различных промышленных корпораций и банков.

Фонд имени Флоренского тоже был создан для этих целей и в какой-то степени он эту задачу выполнил, хотя наверное не так эффективно как ESSAT потому, что у нас в стране иная ситуация и иные бизнесмены. Нам деньги дают, но не так охотно и часто как хотелось бы. В Фонд имени Флоренского входит директор "Адмиралтейских верфей" профессор Владимир Леонидович Александров. Он, по возможности, финансирует нас. Мэр Северодвинска и представители кораблестроительных предприятий этого города также входят в наш Фонд и оказывают нам поддержку.

Вопрос: Каков статус фонда? Есть ли у него членство, партнеры?

Ответ: У Фонда есть членство и организационные взносы. Сейчас порядка 80 членов, есть международные члены. Мы не стремимся к наращиванию рядов. У нас есть и политики, точнее люди, доросшие до политики. Например, Юрий Ильич Светов - физик и журналист, доросший до политики. Он - Ученый секретарь нашего Фонда. Фонд проводит конгрессы каждый год, и раз в полгода проходят заседания правления Фонда.

Всего мы провели 15 заседаний Конгресса, посвященных различным аспектам взаимодействия науки и богословия, и издали 15 тематических сборников, несколько монографий. Недавно издали учебник "Религиоведение" под моей общей редакцией*. Наиболее известная работа, изданная Фондом "О первоначалах мира в науке и теологии"*.

Вопрос: Вы сказали, что Фонд свою задачу выполнил. Сейчас Вы видите новую задачу Фонда?

Ответ: Сейчас для повышения эффективности работы нам надо искать иные организационные формы. Можно сказать, что сейчас Фонд поворачивается на Восток. В июле 2005 года в Пекине будет проходить симпозиум по проблемам компаративистики, в котором мы будем участвовать. Китайцы интенсивно изучают Россию и как партнера и как соперника. Их Россия интересует с самых разных аспектов, в том числе и религиозных.

Вопрос: Как возникли связи с Китаем?

Ответ: С Китаем у меня связи длительные, т.к. во время работы на философском факультете у меня было много аспирантов из Китая. Их тогда никто не брал, по разным причинам, в том числе и по языковым. Я тогда еще понял, что работать с аспирантами-иностранцами - очень перспективное дело. И у меня сложились мощные связи. Один из наших китайских партнеров - Чжан Бэйчунь - учился у меня, писал о философии физики в Китае, а сейчас он занимается проблемами сравнительного изучения религии Китая и России.

Вопрос: Ваш интерес к Китаю политический?

Ответ: Должен сказать, что меня никогда не интересовала политика, и я всегда старался держаться от нее подальше и быть нейтральным. И во время учебы на философском факультете я, может быть, еще и поэтому стал заниматься философией физики, а не только потому, что учился одновременно на физическом факультете. В этой теме можно было не затрагивать идеологических вопросов и спокойно работать с иностранными источниками, читать иностранных авторов. А религией я всегда интересовался, ибо заниматься философией науки нельзя без обращения к религии. Просто тогда этот интерес нельзя было афишировать.

Вопрос: Вы интересовались религией или богословием?

Ответ: Религией. Богословие - это специфическая область науки.

Вопрос: Как эволюционировали Ваши научные интересы?

Ответ: Сейчас меня интересует и круг вопросов связанные с социологией религии, науки и техники, т.к. наша кафедра является выпускающей по социологии.

Вопрос: Как пришло решение готовить социологов?

Ответ: Когда 1991 году меня пригласили заведовать этой кафедрой, то было много проблем, связанных с тем, что философия потеряла свою идеологическую подоплеку, и надо было находить свое новое место в образовании. Кстати, тогда в некоторых технических вузах кафедры по философии закрылись. Поэтому для повышения статуса кафедры в ряду технических кафедр Морского университета мы стали готовить социологов.

Вопрос: Ваше отношение к богословам, занимающимся наукой и философией? Какие фигуры для Вас тут наиболее значимы?

Ответ: Из богословов прошлого - это Августин Блаженный и Фома Аквинский, а если говорить о современном отечественном богословии, то у нас нет особенно крупных фигур. Мы сотрудничаем польскими богословами. Это и профессор Марек Пъенковский из Доминиканского теологического университета в Кракове, и Михаил Хеллер из Папской Академии Теологии в Кракове. Он - один авторов того учебника, который мы сейчас выпускаем. Михаил Хеллер - личный друг Папы Римского, и когда мы с Хеллером ездили в Ватикан в 1993 году, то встречались с Папой Римским.

Вопрос: Ваше впечатление от встречи с Папой Римским?

Ответ: Он произвел на меня очень большой впечатление. Я говорил, что митрополит Иоанн своей личностью оказал на меня большое влияние, а что касается Папы Римского, то он произвел на меня впечатление и своей личностью и своими знаниями.

Вопрос: На каком языке шла встреча?

Ответ: Папа говорил на русском языке.

Вопрос: Кто из современных ученых-естественников для Вас интересен?

Ответ: покойные Никита Моисеев, Борис Раушенбах. Последний сотрудничал с нашим фондом. А если говорить об ученых прошлого, то очень большое впечатление произвел на меня академик Владимир Александрович Фок - один из создателей теории относительности. Я слушал его лекции в Университете. Он очень благожелательно относился к гуманитарным наукам и к философии. Вообще надо отметить, что ленинградская школа физики, в отличие от московской школы, всегда благожелательно относилась к философии.

Вопрос: На каких условиях Вы согласились бы считать того или иного ученого-естественника философом?

Ответ: У естественника, в общем, нет необходимости быть философом, он занимается своими проблемами. Отношение к философии у ученых может быть различным, но ученому, который создает новую научную картину мира, без философии и религии не обойтись. Философия - старая наука и в ней много теорий, гипотез и образов, которые могут быть эффективно использованы при построении научной картины мира. Поэтому такие ученые как Борн, Эйнштейн, Бор, Павлов, Фок интересовались философией. У Фока даже сборники были по философии науки.

Вопрос: Кто из современных зарубежных философов для Вас интересен?

Ответ: Мне нравятся позитивисты и постпозитивисты. Это - Рейхенбах, Карнап, Кун и вся его группа. Мы с Куном переписывались. Я посещал его лекции, когда он приезжал к нам в начале 80-ых годов. Долгое время я переписывался с Ильей Пригожиным.

Вопрос: Как бы Вы определили ситуацию в современном философском сообществе?

Ответ: Нет магистральной линии развития. В нашей философии наблюдается разброд и уход по разным линиям от некоего общего основания. И было бы неплохо, если бы хоть какие-то из них давали фундаментальный результат, а этого результата нет. Мы имеем мелкие направления и мелкие результаты.

Вопрос: Существенно ли для Вас признание философов типа Деррида или для Вас важнее мнение тех, кто занимается исследованиями на стыке разных дисциплин, не являясь при этом номинально философом?

Ответ: Трудно сказать. Признание не зависит от занимаемой научной позиции. Признание определяется всей жизнью и деятельностью. Взгляды могут не признаваться, но Вас могут, при этом, признавать как крупного деятеля науки. Для меня существенно признание и таких философов как Деррида. Мне нравится и сам Деррида, и я многие его идеи воспринимаю в своей научной работе. Он уловил, что в современной культуре присутствует фрагментарность знания, что в современном обществе понижается уровень науки, что трудно найти синтетический взгляд на разные вещи. Но он считает это непреодолимым, а мы считаем, что это преодолимо путем соединения философии, религии и искусства.

Вопрос: Сюжеты, связанные с синтезом различных дисциплин (философии, естествознания и богословия) не встречают поддержки у таких видных философов как Лиотар, Бодрийяр, Рорти. Как Вы думаете, почему сложилась такая ситуация?

Ответ: Такая ситуация сложилась от различного понимания философия. В нашей стране философия всегда носила синтетический характер. Она привлекала для своего развития данные различных дисциплин. И марксизм в советском варианте был синтетическим учением. А за рубежом философия носит аналитический характер, их философы занимаются узкими проблемами. Хотя, конечно, не все зарубежные философы такие.

Вопрос: Если в разных странах по- разному понимается философия, то как бы Вы определили, что такое философия и кого считать философом?

Ответ: Философом надо считать любого человека, задумывающегося и рассуждающего над смыслом жизни. Философия - наука, которая занимается наиболее общими проблемами и связывает различные области нашей культуры, вырабатывая общие понятия.

Вопрос: Для чего нужно изучать философию?

Ответ: Если человек занимается наукой, то философия дает возможность логического подхода, а если человек наукой не занимается, то философия дает практические рецепты жизни, определенные рационально осмысляемые правила поведения.

Интервью провел член редколлегии Семенков В.Е.

* Религиоведение. Учебное пособие. Науч. ред. Солдатов А.В. СПб., М., Краснодар, Изд-во " ",-во "ЛАНЬ", 2003

* О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., Петрополис, 1993


Содержание

Summary

С.П.Иваненков
О Философском конгрессе

В.Е.Семенков
Наше интервью

В.Г.Иванов, М.Л.Лезгина
"Информационное общество" как продукт научно - технического прогресса

В.И.Стрельченко
Рациональность и гуманистические идеалы образования

И.А.Батракова
Проблема научной формы мышления в философии Канта

Л.Н.Латыпов
Экзистенциальный аспект учения Гаутама Будды

Л.А.Соломеина
Религиозно-метафизические основания исторических воззрений А.Ф.Лосева

В.Ф.Кривушина
Аполлон Григорьев и Анри Бергсон

И.И.Булычёв
О гендеристике (гендерологии) и ее ключевых понятиях

Д.В.Лезгина
Развитие классической теории поколений в позитивизме конца XIX - начала XX века

В.Н.Лукин
Поддержка демократии как составляющая гражданской культуры: проблемы концептуализации

В.Н.Лукин, Т.В.Мусиенко
Гражданское общество и политическая стабильность в условиях глобализации

В.П.Бякина, В.Г.Качалова
Российская благотворительность под покровительством Дома Романовых: истоки, традиции, опыт

О.А.Ефанова, Е.А.Лаврухина
Доминанты исторической памяти россиян: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне

С.А.Тимофеев
Деятельность современной российской власти в зеркале общественного мнения.

С.П.Иваненков, В.Н.Лукин, Т.В.Мусиенко
Критика и библиография

"Лидер XXI века"

Наши авторы

Свидетельство о регистрации ПИ № 2 - 5501 от 19 октября 2001 г. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением.