о газетедобавить в избранноесделать стартовой


english version
Подписка
Конкурсы
Спецвыпуски
Конференции
Телематика 2008
ElearnExpo
SIMEXPO
Вакансии
Опрос

Принятие нового Устава РАН
Экспедиция российских ученых на Северный полюс
Принятие законов о развитии инновационной деятельности
Переход на двухуровневую систему подготовки кадров
Другое


Комментарии
Мой "ПОИСК"
Логин
Пароль
 
 
Новости
Официально

Глава государства подписал указ о награждении ряда деятелей науки и культуры России и Франции медалью Пушкина.

Выступая на недавних парламентских слушаниях по вопросам инновационной политики, проходивших в Совете Федерации, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин сообщил, что министерство подготовило изменения в ФЗ №94 (Закон о госзакупках).

Вышло правительственное постановление “Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования”.

Регионы

Международная корпорация установила в томском университете уникальное оборудование

Французская компания откроет учебный центр в дальневосточном вузе

Специалистов-ракетостроителей для Узбекистана подготовят в Красноярске

СНГ

Национальная академия наук Белоруссии и Государственный комитет по науке и технологиям подвели итоги работы за прошлый год, соответственно, на сессии Общего собрания НАНБ и коллегии ГКНТ. Поводов быть недовольными результатами не было ни у одного ведомства.

В Грузии снова сменился министр образования и науки, на этот раз по причине президенских выборов. Научно-образовательное ведомство возглавил Георгий Нодия. Представляя министров, премьер Ладо Гургенидзе был краток: “Мой выбор продиктован исключительно профессиональными качествами кандидатов”.

Академик Георгий Дука избран на второй срок президентом Академии наук Молдовы. Выборы состоялись на VII сессии Ассамблеи АНМ. Г.Дука был единственным претендентом на этот пост, его кандидатуру выдвинула Ассамблея АНМ по инициативе отделения биологических, химических и экологических наук.

Вебом едины

В МИЭТ открылась первая в России Академия ProCurve. Ее открытие и дальнейшее развитие - результат реализации мероприятий, намеченных в Меморандуме о взаимопонимании между МИЭТ и компанией Hewlett-Рackard (HP) в 2006 году.

В ближайшем будущем знаменитый поисковик Google может превратиться в настоящую информационную и экономическую монополию, став серьезной угрозой для личных данных пользователей и внутренней информации многих компаний, а также мировой экономики в целом.

Создать собственную учебно-тренировочную многопользовательскую онлайновую игру, в которой будут имитироваться реальные, но непривычные и не реализуемые на Земле условия, намерены специалисты НАСА.

Интердайджест

У американской компании, занимающейся расшифровкой персональных геномов, появились частные клиенты, и это первые в мире люди, заказавшие такой “предмет роскоши”, как полная информация о собственном геноме.

Тысячи лет назад на тихоокеанских островах Палау жили маленькие люди - их останки несколько отличаются от останков так называемого хоббита с острова Флорес, но в то же время это и не совсем Homo sapiens.

Под ледяным покровом одного из самых больших и близких к планете спутников Сатурна Тетиса может находиться океан - такое предположение следует из расчетов, которые произведены в ходе изучения его поверхности.

Столкновение мнений Научная политика

Ученые пишут сразу двум президентам

Сочинение петиций - дело далекое от научной работы, но события последних месяцев вынуждают уделять ему время. 14 февраля агентство “Интерфакс” опубликовало ”Обращение 227 докторов и кандидатов наук к Президенту РФ в связи с введением ученых степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях” (www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=documents&id=716), призывающее главу государства способствовать введению школьного предмета “Основы православной культуры” и ученых степеней по теологии.

“Письмо 227” интенсивно обсуждалось в “Живом журнале”, на сайте scientific.ru, да и просто в разговорах с коллегами. Многих из нас оно задело не столько из-за содержавшихся в нем идей и не из-за того агрессивного тона, которым они изложены, сколько из-за возможности неверных трактовок самой этой акции. Нас очень беспокоит опасность того, что “письмо 227” будет воспринято как выражение мнения всего научного сообщества, в том числе и нашего мнения. В нынешней обстановке общей неопределенности, при двусмысленной позиции Министерства образования и науки по поводу введения ОПК и ученых степеней по теологии, в отсутствие четко заявленного мнения государственных академий наук по этой проблеме такая опасность вполне реальна.

Прошедшие обсуждения ясно показали, что значительная часть научного сообщества не разделяет точку зрения 227 кандидатов и докторов наук, изложенную в их письме. Многие ученые серьезно обеспокоены продолжающейся клерикализацией нашего общества, то есть вмешательством религиозных организаций в те сферы общественной жизни, которые лежат вне их законной компетенции. Чтобы выразить нашу обеспокоенность, мы подготовили свое письмо президенту, которое приводится ниже. Наше письмо не направлено против православия или какой-либо иной конфессии: среди четырех его авторов есть и атеисты, и православные, и мы с уважением относимся к мировоззрению друг друга. Мы, однако, сходимся во мнении, что Россия должна оставаться светским государством, а религия - частным делом ее граждан.

Под обращением уже стоят подписи более 1000 кандидатов и докторов наук из 66 городов России; его поддержали и более 400 наших соотечественников, не имеющих ученых степеней. Сбор подписей продолжается. Письмо может подписать любой гражданин России, работающий в сфере науки и образования. Для этого надо сообщить по электронной почте (opk.letter@gmail.ru) или в “Живой журнал” (opk-letter.livejournal.com/776.html?mode=reply) свою фамилию, имя и отчество, ученую степень и звание, город, учреждение и должность; желательно также указать какие-либо контактные данные (телефон или адрес электронной почты). В одном электронном письме или ЖЖ-сообщении могут содержаться данные нескольких человек, которые прочитали письмо и согласны с его содержанием. В скором будущем письмо будет отправлено адресату, однако сбор подписей будет продолжаться.

Алексей Иванов, к.г.-м.н., Институт

земной коры СО РАН, Иркутск;

Евгений Онищенко, м.н.с.,

Физический институт

им. П.Н.Лебедева РАН, Москва;

Михаил Гельфанд, д.б.н.,

Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН, Москва;

Алексей Оскольский, к.б.н.,

Ботанический институт

им. В.Л.Комарова РАН, Санкт-Петербург.

Открытое письмо научных сотрудников Президенту Российской Федерации

Глубокоуважаемый господин президент!

В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса “Основы православной культуры” (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности десять академиков, среди которых - два нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской Православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: “Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс”. Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.

Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.

1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и “культурологическом” характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствуют как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В.Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме патриарха Алексия II №5925 от 9 декабря 1999 года сказано: “Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс “Основы православной культуры”.

2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведет к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщенности, создавая питательную среду для экстремизма.

3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д.) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.

4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК уже существует специальность “09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры”, которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином “теология” богословие, то есть дисциплину, в основе которой лежит вероучение определенной религиозной конфессии, то ее введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что опять же противоречит Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в отличие от России в других странах - участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а ученые степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением.

В “письме 227” противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в “обскурантизме и нигилизме”, в расчистке “дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин”, в нетерпимом отношении “к Русской Православной церкви, православному христианству, православным верующим”, их называют “воинствующими атеистами и ненавистниками России”. Это не просто показывает уровень полемики - это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.

Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.

Регулярно обновляемый список подписавшихся ведется на сайте scientific.ru: www.scientific.ru/doska/opk-list.rtf

От редакции

Итак, ученые опять спорят, что вполне нормально. Да и тема, безусловно, того стоит. Однако настораживает то, что в пылу дискуссии ее участники порой грешат. Против истины.

В опубликованном выше открытом письме президенту, например, утверждается, что Минобрнауки “одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Такой вывод авторы, видимо, сделали из выступления А.Фурсенко на XVI Международных Рождественских чтениях “Православные ценности и современное образование”. Но ведь на самом деле министр сказал другое: концепция “направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов”. То есть об одобрении министерства и речи-то не было!

Как ни странно, в том же письме “антиклерикалов” говорится об усилиях Минобрнауки “по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России”. Не противоречит ли сей тезис предыдущему? С нашей точки зрения, противоречит. И главное: какие именно “усилия” Минобрнауки имеются в виду?

Упомянутое выступление А.Фурсенко на Рождественских чтениях, полное реверансов в сторону РПЦ, свидетельствует, на наш взгляд, об отчаянных попытках министерства уйти от конкретных решений, одновременно угодить обеим противоборствующим сторонам, усидеть на двух стульях сразу. Оно и понятно. Православная церковь в последние годы крепко дружит с высшими руководителями государства, а те, соответственно, с ней. С другой стороны, и Конституцию никто не отменял. Классический сценарий с молотом и наковальней, между которыми оказалось многострадальное Минобрнауки.

Уверены: все это прекрасно понимает большинство участников долгоиграющей дискуссии. Потому и обращается не куда-нибудь, а в Кремль. Там сейчас в наличии сразу два президента. Кто-нибудь, глядишь, рассудит.

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной новости.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © 2007. "ПОИСК"