Сочинение петиций - дело далекое от научной работы, но 
                  события последних месяцев вынуждают уделять ему время. 14 
                  февраля агентство “Интерфакс” опубликовало ”Обращение 227 
                  докторов и кандидатов наук к Президенту РФ в связи с введением 
                  ученых степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин 
                  о религиях” (www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=documents&id=716), 
                  призывающее главу государства способствовать введению 
                  школьного предмета “Основы православной культуры” и ученых 
                  степеней по теологии. 
                  “Письмо 227” интенсивно обсуждалось в “Живом журнале”, на 
                  сайте scientific.ru, да и просто в разговорах с коллегами. 
                  Многих из нас оно задело не столько из-за содержавшихся в нем 
                  идей и не из-за того агрессивного тона, которым они изложены, 
                  сколько из-за возможности неверных трактовок самой этой акции. 
                  Нас очень беспокоит опасность того, что “письмо 227” будет 
                  воспринято как выражение мнения всего научного сообщества, в 
                  том числе и нашего мнения. В нынешней обстановке общей 
                  неопределенности, при двусмысленной позиции Министерства 
                  образования и науки по поводу введения ОПК и ученых степеней 
                  по теологии, в отсутствие четко заявленного мнения 
                  государственных академий наук по этой проблеме такая опасность 
                  вполне реальна.
                  Прошедшие обсуждения ясно показали, что значительная часть 
                  научного сообщества не разделяет точку зрения 227 кандидатов и 
                  докторов наук, изложенную в их письме. Многие ученые серьезно 
                  обеспокоены продолжающейся клерикализацией нашего общества, то 
                  есть вмешательством религиозных организаций в те сферы 
                  общественной жизни, которые лежат вне их законной компетенции. 
                  Чтобы выразить нашу обеспокоенность, мы подготовили свое 
                  письмо президенту, которое приводится ниже. Наше письмо не 
                  направлено против православия или какой-либо иной конфессии: 
                  среди четырех его авторов есть и атеисты, и православные, и мы 
                  с уважением относимся к мировоззрению друг друга. Мы, однако, 
                  сходимся во мнении, что Россия должна оставаться светским 
                  государством, а религия - частным делом ее граждан.
                  Под обращением уже стоят подписи более 1000 кандидатов и 
                  докторов наук из 66 городов России; его поддержали и более 400 
                  наших соотечественников, не имеющих ученых степеней. Сбор 
                  подписей продолжается. Письмо может подписать любой гражданин 
                  России, работающий в сфере науки и образования. Для этого надо 
                  сообщить по электронной почте (opk.letter@gmail.ru) или в 
                  “Живой журнал” (opk-letter.livejournal.com/776.html?mode=reply) 
                  свою фамилию, имя и отчество, ученую степень и звание, город, 
                  учреждение и должность; желательно также указать какие-либо 
                  контактные данные (телефон или адрес электронной почты). В 
                  одном электронном письме или ЖЖ-сообщении могут содержаться 
                  данные нескольких человек, которые прочитали письмо и согласны 
                  с его содержанием. В скором будущем письмо будет отправлено 
                  адресату, однако сбор подписей будет продолжаться.
                  Алексей Иванов, к.г.-м.н., Институт 
                  земной коры СО РАН, Иркутск;
                  Евгений Онищенко, м.н.с., 
                  Физический институт 
                  им. П.Н.Лебедева РАН, Москва;
                  Михаил Гельфанд, д.б.н., 
                  Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН, 
                  Москва;
                  Алексей Оскольский, к.б.н., 
                  Ботанический институт 
                  им. В.Л.Комарова РАН, Санкт-Петербург.
                  
                  Открытое письмо научных сотрудников Президенту 
                  Российской Федерации
                  Глубокоуважаемый господин президент! 
                  В последние месяцы общественная полемика относительно 
                  возможности преподавания в школе курса “Основы православной 
                  культуры” (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против 
                  введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших 
                  российских ученых, в частности десять академиков, среди 
                  которых - два нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи 
                  Русской Православной церкви активизировали свои попытки 
                  убедить правительство в необходимости скорейшего введения в 
                  школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в 
                  Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: “Мы 
                  повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт 
                  новую образовательную область, в рамках которой дети из 
                  православных семей могли бы изучать православную 
                  духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в 
                  основную программу и охватывал весь период школьного обучения 
                  с 1 по 11 класс”. Министерство образования и науки, до 
                  недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания 
                  ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию 
                  создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. 
                  Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля 
                  было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к 
                  Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК в 
                  этом обращении также предлагается ввести в государственной 
                  системе аттестации научных работников ученые степени кандидата 
                  и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных 
                  советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых 
                  степеней и последующей выдачей дипломов государственного 
                  образца. 
                  Значительное число подписавших это письмо кандидатов и 
                  докторов наук может создать ложное впечатление, что научная 
                  общественность поддерживает введение курса ОПК в 
                  общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным 
                  наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою 
                  позицию. 
                  1. Преподавание в государственных школах религиозных 
                  дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, 
                  устанавливающей, что Россия является светским государством. 
                  Несмотря на многочисленные декларации о светском и 
                  “культурологическом” характере курса ОПК, фактически этот 
                  предмет является религиозным и вводится в целях катехизации 
                  школьников. Об этом свидетельствуют как его содержание (о 
                  котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий 
                  А.В.Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, 
                  в письме патриарха Алексия II №5925 от 9 декабря 1999 года 
                  сказано: “Если встретятся трудности с преподаванием основ 
                  православного вероучения, назвать курс “Основы православной 
                  культуры”. 
                  2. Преподавание в государственной школе основ вероучения 
                  той конфессии, которая традиционно преобладает в данном 
                  регионе, неизбежно приведет к понижению социального статуса 
                  учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже 
                  сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей 
                  религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое 
                  давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное 
                  введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, 
                  связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению 
                  межконфессиональной разобщенности, создавая питательную среду 
                  для экстремизма. 
                  3. Существующие негосударственные религиозные учебные 
                  заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и 
                  т.д.) обеспечивают потребность в религиозном образовании для 
                  тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с 
                  Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в 
                  обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном 
                  российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих 
                  себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в 
                  соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации 
                  обязательное преподавание религиозных дисциплин в 
                  государственных общеобразовательных школах будет 
                  способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще 
                  большему распространению лицемерия, конформизма и духовного 
                  релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт 
                  преподавания Закона Божия в царской России. 
                  4. Нельзя согласиться с предложениями о введении 
                  утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней 
                  кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии 
                  в государственных университетах. Если понимать теологию как 
                  светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК 
                  уже существует специальность “09.00.13 Философия и история 
                  религии, философская антропология, философия культуры”, 
                  которая позволяет получать степени кандидата и доктора 
                  философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, 
                  исследования различных аспектов религии могут быть основанием 
                  для присуждения ученых степеней по истории, социологии, 
                  филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать 
                  под термином “теология” богословие, то есть дисциплину, в 
                  основе которой лежит вероучение определенной религиозной 
                  конфессии, то ее введение в систему государственной аттестации 
                  научных кадров будет означать признание системы религиозных 
                  догматов на государственном уровне, что опять же противоречит 
                  Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в 
                  качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при 
                  этом неуместны: в отличие от России в других странах - 
                  участницах Болонского соглашения нет системы государственной 
                  аттестации, а ученые степени присуждаются конкретным 
                  университетом или иным учебным заведением. 
                  В “письме 227” противники создания государственной системы 
                  религиозного образования обвиняются в “обскурантизме и 
                  нигилизме”, в расчистке “дороги для навязывания собственных 
                  религиозных или идеологических доктрин”, в нетерпимом 
                  отношении “к Русской Православной церкви, православному 
                  христианству, православным верующим”, их называют 
                  “воинствующими атеистами и ненавистниками России”. Это не 
                  просто показывает уровень полемики - это показывает, на каком 
                  уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в 
                  государственных школах и теологии в государственных вузах, 
                  если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это 
                  приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего 
                  нельзя допустить. 
                  Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и 
                  поддержать усилия Министерства образования и науки по 
                  сохранению светского характера государственного школьного и 
                  высшего образования в России. 
                  Регулярно обновляемый список подписавшихся ведется на сайте 
                  scientific.ru: www.scientific.ru/doska/opk-list.rtf
                  
                  
                  
От редакции 
                  
                  Итак, ученые опять спорят, что вполне нормально. Да и тема, 
                  безусловно, того стоит. Однако настораживает то, что в пылу 
                  дискуссии ее участники порой грешат. Против истины.
                  В опубликованном выше открытом письме президенту, например, 
                  утверждается, что Минобрнауки “одобрило разработанную РПЦ 
                  концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная 
                  культура”. Такой вывод авторы, видимо, сделали из выступления 
                  А.Фурсенко на XVI Международных Рождественских чтениях 
                  “Православные ценности и современное образование”. Но ведь на 
                  самом деле министр сказал другое: концепция “направлена в 
                  Российскую академию образования для использования при 
                  разработке новых стандартов”. То есть об одобрении 
                  министерства и речи-то не было!
                  Как ни странно, в том же письме “антиклерикалов” говорится 
                  об усилиях Минобрнауки “по сохранению светского характера 
                  государственного школьного и высшего образования в России”. Не 
                  противоречит ли сей тезис предыдущему? С нашей точки зрения, 
                  противоречит. И главное: какие именно “усилия” Минобрнауки 
                  имеются в виду? 
                  Упомянутое выступление А.Фурсенко на Рождественских 
                  чтениях, полное реверансов в сторону РПЦ, свидетельствует, на 
                  наш взгляд, об отчаянных попытках министерства уйти от 
                  конкретных решений, одновременно угодить обеим 
                  противоборствующим сторонам, усидеть на двух стульях сразу. 
                  Оно и понятно. Православная церковь в последние годы крепко 
                  дружит с высшими руководителями государства, а те, 
                  соответственно, с ней. С другой стороны, и Конституцию никто 
                  не отменял. Классический сценарий с молотом и наковальней, 
                  между которыми оказалось многострадальное Минобрнауки.
                  Уверены: все это прекрасно понимает большинство участников 
                  долгоиграющей дискуссии. Потому и обращается не куда-нибудь, а 
                  в Кремль. Там сейчас в наличии сразу два президента. 
                  Кто-нибудь, глядишь, рассудит.