Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании Института ядерных исследований и сооружении в Академгородке сильноточного линейного ускорителя ионов водорода вышло в 1970 году. Одна из основных задач, поставленных перед ИЯИ РАН, - проведение фундаментальных и прикладных исследований в области физики атомного ядра и элементарных частиц.
И ускоритель был построен как раз для реализации этой задачи.
В сооружении ускорителя принимали участие многие ведущие институты Советского Союза. Проект его технологической части разработал Московский радиотехнический институт. Государственный Союзный проектный институт Минсредмаша отвечал за строительную часть проекта, Тяжпромэлектропроект - за электротехническую часть.
В разработке и создании аппаратуры принимали участие НИИЭФА им. Ефремова, НИИ «Титан», НПО «Светлана»...
Ускоритель и мезонная фабрика - это одно и то же?
«Историческое название ускорителя - мезонная фабрика, - рассказывает замдиректора ИЯИ РАН, руководитель отдела ускорительного комплекса доктор физико-математических наук Александр Фещенко. - Проектная энергия 600 МэВ достаточна для рождения интенсивных потоков мезонов и проведения исследований по физике средних энергий».
Основные направления в наши дни - нейтронные исследования, а также те, что связаны с получением радиоизотопов и в области радиационной медицины. Уникальный исследовательский комплекс сильноточного линейного ускорителя в свою очередь включает в себя несколько уникальных научных установок: собственно сам ускоритель с каналами транспортировки ускоренных пучков, нейтронный комплекс, комплекс по наработке радиоактивных изотопов и комплекс лучевой терапии.
Длина всего ускорительного комплекса - 760 м. Тоннель ускорителя находится ниже уровня земли. Толщина его бетонных стен - два метра, металлической двери - около метра...
Каждый элемент ускорителя в своём роде уникален. К примеру, резонаторы, в которых в вакууме ускоряются ионы, сделаны из триметалла: внутри медь, потом углеродистая сталь и снаружи нержавеющая сталь. Корпусы резонаторов, похожие на бочки диаметром 1 м и длиной 18 м, опутаны кабелями и каналами охлаждения. Эти «бочки» изготавливались в Тамбове на заводе химического машиностроения «Комсомолец». Чтобы их довести до Троицка, был построен специальный автомобиль. Специальным был и маршрут, по которому этот автомобиль двигался в сопровождении топливозаправщика: транспортёр не мог заехать ни на одну автозаправочную станцию...
Ещё один интересный момент. Оборудование, влияющее на движение пучка, установлено на опорах, уходящих в землю на 40 м, туда, где находится скальный грунт. Иначе невозможно было бы добиться необходимой высокой точности его размещения - меньше 0,1 мм. Даже при незначительных смещениях зданий или грунта оборудование не должно «уплыть». Вот для этого и нужны мощные опоры.
При работе ускорителя образуются радиоактивные вещества. В атмосферу они выбрасываются через систему спецвентиляции. Но основная их масса имеет срок жизни всего несколько минут и распадается ещё в вентиляционных каналах. Вокруг трубы - пол километра санитарно-защитной зоны, а мониторингом радиационной обстановки на территории ИЯИ и за его пределами занимается специальное подразделение Института. Контроль осуществляется и органами Роспотребнадзора. И кстати, по словам Александра Фещенко, микрорайон Солнечный находится вне санитарно-защитной зоны.
Наталья МАЙ